Мучение Феодора Тирона

Мучение Феодора Тирона
Мучение Феодора Тирона – переводной агиографический памятник, распространенный в древнерусской письменности. М, («Мучение святого Феодора Тирона, ему же память творим в первую субботу поста»; нач.: «Максимиан царь посла по всему своему царству...» или «Максимиан и Диоклитиан царя посласта...») читается в четьих минеях под 17 февраля. В М. повествуется, как тирон (воин-новобранец) Феодор отказывается выполнить повеление императора Максимиана и препосита (воинский чин в Римской империи) Вринки и принести жертву языческим богам. Феодор спорит, отстаивает свою христианскую веру перед Вринкой и дукинарием (воинский чин) Посидоном, а когда они отпускают Феодора, тот поджигает языческий храм. Феодора хватают и ведут на суд к князю Поплию, а затем заточают в темницу, обрекая на голодную смерть. Однако с божественной помощью святой остается жив и в темнице, окруженный ангелами, славит бога. Феодора подвергают жестоким мукам и сжигают, но тело его остается целым, и христианка Евсевия хоронит его и воздвигает над местом погребения церковь. В Прологе под тем же числом (начиная с древнейшего списка Пролога – ГПБ, Соф. собр., № 1324, XII–XIII вв.) читается статья: «Страсть святого и великого мученика Феодора Тирона» (нач.: «Святый Феодор Тирон бе в царстве Максимияне и Максимине горькою гонителю...»), восходящая к греческому менологию. В ней рассказывается, как тирон Феодор, видя самоотверженную борьбу христиан с притесняющими их язычниками, сам решает исповедовать новую веру. Он сжигает языческий храм, за что мученика «ввергают в огнь». В проложной статье также упоминается Вринка и «место» Амасия и Еухант – селения, где погиб и где погребен Феодор. Здесь же появляется и новый мотив – Феодор одолевает дракона, решая, что, победив чудовище, он одолеет и дьявола. Этот мотив, кратко намеченный в проложной статье, лег в основу апокрифа о Феодоре Тироне. На него указывают некоторые индексы ложных книг: «Федора Тирона еже о змии» (см.: Пыпин А. Для объяснения статьи о ложных книгах. – ЛЗАК за 1861 г. СПб., 1862, вып. 1, с. 40). В апокрифе – «Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» (нач.: «Во времена Уалента царя, царствующу в Афимстем граде...») или «Слово святого мученика Феодора Тирона» (нач.: «В время Уалента царя, царьствующе в Афунеистем граде...») рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладязя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство. Мотивы мучения Феодора оттеснены здесь на второй план: лишь в конце апокрифа упоминается о том, что преемник царя, которому служил Феодор, казнит его и после смерти святого совершаются чудеса. В Златоусты входит статья «Сказание Нектария патриарха, «то ради празднуем суботу 1-й недели поста святого великомученика Феодора Тирона» (нач.: «Приидите, слышите, вернии, како благий Христос наш не остави нас...» или «Яко много множество благостыня твоея, господи...»). В ней повествуется, как император Юлиан, желая оскорбить религиозные чувства христиан, приказывает разрешить продажу в канун поста лишь оскверненной языческими «требами» пищи. Патриарху Нектарию является в видении великомученик Феодор и советует сварить пшеницу и раздавать ее бедноте, иначе лишенные запасов продовольствия бедняки будут покупать на торжище оскверненную «ядь». С той поры, говорится далее, первая неделя поста и стала именоваться Федоровой. По наблюдениям Т. В. Черторицкой (О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (Триодного типа). – В кн.: Источниковед. лит. Древней Руси. Л., 1980), эта статья встречается уже в триодных сборниках XIV в.: ГИМ, Чуд. собр., № 20 и ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9. В исследовательской литературе апокрифические легенды о змееборстве Феодора Тирона нередко смешиваются с аналогичными легендами о Феодоре Стратилате (см. Мучение Феодора Стратилата). Изд.: Житие св. Федора Тирона. – ПЛ, вып. 3, с. 143–145; Федор Тирон. – В кн.: Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 93–99; Франко. Апокрифы, т. 5, с. 144–159. Лит.: см. в статье Мучение Феодора Стратилата.
М. А. Салмина

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "Мучение Феодора Тирона" в других словарях:

  • Мучение Феодора Стратилата — – переведенное с греческого житие мартирий, получившее распространение в древнерусской литературе. В русских рукописях обычно именуется «Мучение святаго Феодора Стратилата» (нач.: «Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие Феодора Тирона — См.: Мучение Феодора Тирона …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Иконография Феодора Стратилата — Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит… …   Википедия

  • Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения …   Википедия

  • Апокрифы о Феодоре Тироне — См. Мучение Феодора Тирона …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Рай — – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом. Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. охватывает часть триодного цикла: от недели мытаря и фарисея …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Феодор Стратилат — Θεόδωρος ο Στρατηλάτης …   Википедия

  • ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… …   Православная энциклопедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»